Конфликт
Стиль |
Сущность стратегии |
Условия применения |
Недостатки |
Конкуренция |
Стремление добиться своего в ущерб другому. |
Заинтересованность в победе. Обладание определенной властью. Необходимость срочного разрешения конфликта. |
Испытывание чувства неудовлетворенности при поражении и чувства вины при победе. Большая вероятность испортить отношения. |
Избегание |
Уход от ответственности за принятие решений. |
Исход не очень важен. Отсутствие власти. Желание выиграть время. |
Большая вероятность перехода конфликта в скрытую форму. |
Приспособление |
Сглаживание разногласий за счет ущемления собственных интересов. |
Предмет разногласия более важен для другого участника конфликта. Желание сохранить мир. Осознание собственной неправоты. Отсутствие власти. |
Нерешенность конфликта. |
Компромисс |
Поиск решений за счет взаимных уступок. |
Одинаковая власть. Наличие взаимоисключающих интересов. Необходимость срочного разрешения конфликта. Неэффективность других стилей. |
Получение только половины ожидаемого. Лишь частичное устранение причин конфликта. |
Сотрудничество |
Поиск решения, удовлетворяющего всех участников. |
Наличие времени, необходимого для разрешения конфликта. Заинтересованность обеих сторон. Четкое понимание точки зрения противника. Желание обеих сторон сохранить отношения. |
Временные и энергетические затраты. Негарантированность успеха. |
В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.